Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 18.09.2019

Для наиболее эффективной реализации программы профессиональной подготовки для обучающихся инвалидов и/или обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в колледже создана образовательная социокультурная среда, направленная на развитие личности обучающегося с учетом его потребностей и интересов, на формирование профессиональной направленности, что в дальнейшем обеспечит успешную социализацию и адаптацию в профессиональной среде.
Базовыми принципами организации среды являются:
принцип индивидуализации, предполагающий определение индивидуальной траектории развития каждого обучающегося, включение его в различные виды деятельности с учетом его особенностей и возможностей, раскрытие потенциала личности, как в учебной, так и во вне учебной работы, предоставление возможности каждому обучающемуся для самореализации и самораскрытия;
принцип гуманистической ориентации, направленной на признание человека высшей социальной ценностью, уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения;
принцип социальной адекватности, требующий соответствия содержания и средств образования социальной ситуации, в которой организуется образовательный процесс;
принцип преемственности образовательной деятельности, осуществляемой на предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей обучающихся;
принцип сотрудничества, предусматривающий объединение целей обучающихся и педагогов, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимную поддержку.
Социокультурная среда представляет собой пространство по созданию условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности обучающегося инвалида и/или обучающегося с ОВЗ, сохранения их психического и физического здоровья, адаптации к профессиональной деятельности, которая реализуется через непрерывное, комплексное сопровождение образовательного процесса. Основной задачей сопровождения является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках образовательного пространства, простраивание вектора успешной социализации в обществе.
Основные виды сопровождения реализуемые в колледже
Организационно-педагогическое сопровождение представляет собой систему наставничества и контроля, которое включает: изучение образовательного потенциала обучающихся, определение проблем и поиск возможных путей решения, выработку программы совместных действий участников образовательного процесса, контроль за ее реализацией и коррекцией, а также оказание необходимой адресной помощи (в т.ч. контроль учебы обучающегося инвалида и/или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса).
Учебный процесс для обучающихся с инвалидностью и/или обучающихся с ОВЗ проходит в группах с участием педагога-психолога, учителя-дефектолога, сурдопедагога (при необходимости) обучающими ребят знаниям, навыкам и умениям, способствующим саморегуляции психического здоровья и позволяющим в достаточном объеме внедрять здоровье-сберегающие технологии в практику их жизнедеятельности. Специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, сурдопереводчик) работая в учебном процессе, проводя занятия, оказывая методическую и организационную помощь педагогам - знают особенности и основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся во время обучения в колледже. Этот фактор позволяет оказывать психологическую помощь, проводить психологическую и дефектологическую коррекцию и консультировать обучающихся с учетом знания реальных трудностей в освоении профессиональных знаний.
Организационная структура службы сопровождения – ПСПк (Психолого-социально-педагогический консилиум), регулирует процесс сопровождения и обеспечивает его комплексность.
При поступлении в колледж обучающегося с инвалидностью и\или обучающегося с ОВЗ для него строится комплексная система поддержки: в процессе складывания образовательной траектории участвуют социальный педагог, педагог-психолог и дефектолог, сурдопереводчик, педагоги и мастера, ведущие занятия у данного обучающегося, педагоги программ дополнительного образования. Данная система поддержки строится исходя из реальных потребностей и возможностей обучающихся, в последующем она может дополняться в зависимости от прохождения обучающимся образовательной программы. Это позволяет достигать оптимального развития, успешной интеграции в социуме, качественного образования, удовлетворения специальных образовательных потребностей, учета возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья.
Итогом проведения ПСПк по выстраиванию образовательной траектории обучающегося инвалида и/или лица с ОВЗ становится оформление индивидуальной программы сопровождения. Индивидуальная программа психолого-педагогического и социального сопровождения направлена на создание адресных специальных образовательных условий в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, что позволяет справляться с трудностями в профессиональной подготовке и обучении, способствует улучшению взаимоотношений с окружающими (учителями, сверстниками, родителями).
Организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса определяется созданием условий для комфортного психологического пребывания инвалидов и/или лиц с ОВЗ, обеспечивающих:
Право обучающихся на поддержку;
Право на реализацию своих потенциальных возможностей;
Право на уважение человеческого достоинства и т.д.
В рамках образовательного процесса создается атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Этому способствует проведение тематических классных часов, социально-психологических тренинговых занятий, творческих профессиональных конкурсов и олимпиад для всего контингента обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и становления его профессиональных компетенций.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося инвалида и/или лица с ОВЗ является обязательным, целостным и непрерывным процессом, предполагает междисциплинарный подход к решению проблем сопровождаемого и соблюдение его интересов.
Направлено на изучение, развитие, формирование и коррекцию профессионального становления личности; выявление проблем в обучении, развитии и воспитании, определение степени их выраженности; обеспечение консультаций специалистов для всех участников образовательного процесса; разработку и реализацию комплексных программ сопровождения инвалидов и/или лиц с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой систему деятельности по расширению знаний и представлений об окружающей действительности, развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы, формированию необходимого уровня социализации, развитию коммуникативных навыков и мотиваций, укреплению и сохранению психофизического здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение в сфере профессионального образования призвано обеспечить интеграцию в образовательную и профессиональную среду, обеспечить реальную возможность получения профессионального образования, помочь сформироваться в качестве квалифицированных специалистов, научить адаптироваться к окружающей среде с момента поступления в образовательную организацию до трудовой деятельности.
Основные формы работы службы сопровождения с обучающимися инвалидами и/или обучающимися с ОВЗ:
Индивидуальное и групповое консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам, касающимся психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги), а также он-лайн консультирование в сети «В контакте».
Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (с созданием позитивного образа будущего посредством рисования ментальных карт, разработки алгоритмов действования в различных ситуациях, применением техники «Коллаж», проективных методик. Итог занятий - создание индивидуальной ресурсной папки, которая является для ребят актуальным и позитивным личностно-значимым материалом).
Профилактические, мотивирующие, поддерживающие беседы.
Тренинговые занятия, программы под проблематику группы обучающихся с включением в работу обычных сверстников.
Оказание методической, организационной и психологической помощи в подготовке, организации и проведении учебных занятий.
ПСПк как организационная структура службы сопровождения, обучающегося с инвалидностью и/или с ОВЗ в образовательной организации, регулирующая процесс сопровождения и обеспечивающая комплексность, непрерывность процесса сопровождения, возможность корректировки образовательной траектории в течение всего процесса обучения.
Cоциальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба обучающихся инвалидов и/или лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации. Под социальным сопровождением понимается совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся инвалидов и/или лиц с ОВЗ в процессе обучения. Это содействие в решении бытовых проблем, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения в случае наличия социальных льгот, организация досуга, вовлечение их в студенческое самоуправление, в организацию волонтерского движения и т.д.
Основными задачами социального сопровождения являются: повышение реабилитационного потенциала и улучшение качества жизни обучающихся инвалидов и/или обучающихся с ОВЗ; конкретизация потребностей инвалида в различных видах социально-бытовой реабилитации; конкретизация услуг и технических средств, необходимых и рекомендуемых инвалиду в рамках индивидуальной программы реабилитации; реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Реализация задач социального сопровождения ведется посредством:
оказания консультативной и организационно-методической помощи обучающимся инвалидам и/или обучающимся с ОВЗ по вопросам социальной защиты и реабилитации;
предоставления информации о правовых основах социальной защиты и реабилитации (листовки с перечнем прав);
содействия в решении личных проблем (в т.ч. связанных с занятием спортом, физкультурой, культурно-досуговой деятельностью через кружки дополнительного образования);
адаптационного обучения обучающихся инвалидов и/или лиц с ОВЗ (обучающие занятия по культуре речи; занятия по внешнему виду и т.п.);
социально-психологической реабилитации (проведение тренингов, бесед на социальное общение, социальная независимость);
содействия в обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации.
Профилактически-оздоровительное сопровождение предусматривает решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей обучающихся инвалидов и/или лиц с ОВЗ, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений заболеваний, а также на нормализацию фонового состояния. С целью укрепления здоровья, развития и закрепления физических и психических качеств проводятся занятия адаптивной физической культурой, воспитательно-профилактические мероприятия: лекции, беседы, тренинги, наглядная агитация - по укреплению здорового образа жизни: двигательного режима, режима труда и отдыха, сбалансированного питания, психологической устойчивости к стрессам, а также профилактике и борьбе с вредными привычками.
Таким образом, система комплексного, непрерывного сопровождения образовательного процесса обучающихся инвалидов и/или лиц с ОВЗ вносит существенный вклад в формирование специальных условий, обеспечивающих доступность их профессионального образования.
Работа службы сопровождения по построению вектора позитивной социализации обучающихся инвалидов и/или лиц с ОВЗ строится как в процессе обучения, так и за рамками образовательного процесса. В образовательном процессе социализация строится в рамках группы и в рамках отделения – и обеспечивается вовлечением обучающихся в конкурсы, олимпиады профессионального мастерства различного уровня, творческую деятельность (концерты, тематические вечера и др.), профессиональные праздники, выставки и другие мероприятия непосредственно связанные с их профессиональным становлением, а также в объединения художественной, спортивной направленностей (группы дополнительного образования). Процесс социализации включает создание адаптивного пространства, в которое каждый обучающийся может внести посильный вклад. В качестве таких адаптивных пространств выступают: пространство оформления и благоустройства помещений колледжа (ребята принимают участие в оформлении и благоустройстве зданий и территорий, готовят рабочие места по стандартам «World skills»); пространство подготовки и проведения праздничных мероприятий, дней открытых дверей; пространство конкурсов профессионального мастерства (наши ученики являются призерами конкурса «Абилимпикс») и профессиональных проб (ребята не только сами становятся участниками профессиональных проб, но и под руководством мастеров сами проводят мастер-классы для обычных сверстников); пространство дополнительного образования. Данные виды деятельности обеспечивают личностное, творческое и профессиональное развитие обучающихся, самовыражение в различных сферах жизни, способствующие обеспечению адаптации в социокультурной среде.
Большое внимание колледж уделяет проблеме профессиональной адаптации выпускников на рынке труда. Вопросы трудоустройства обучающихся координирует Служба содействия трудоустройства выпускников колледжа «26КАДР».
Основным направлением работы по трудоустройству является предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда:
- создание информационной системы для обеспечения выпускников данными о рынке труда; работодателей – о рынке образовательных услуг;
- определение целевой группы работодателей для каждой специальности;
- консультирование обучающихся по вопросам будущего трудоустройства;
- подготовка информационных материалов;
- сбор, отработка и анализ информации по вопросам результативности трудоустройства выпускников.
Все перечисленные условия направлены не только на создание прочных основ для профессионального развития обучающихся, но и способствуют их личностному росту, обеспечивая высокую адаптивность и конкурентоспособность на рынке труда.