Возможности образовательного и социального пространства колледжа для позитивной социализации обучающихся с ОВЗ 18.09.2019

В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов колледжа в психолого-педагогическом и социальном сопровождении обучающихся с ОВЗ. Авторами подчеркивается необходимость создания специальных образовательных условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Описаны задачи службы сопровождения, основные направления деятельности, формы работы с обучающимися. Статья будет полезна психологам, педагогам и специалистам коррекционно-развивающего обучения. Ключевые слова: обучающийся с ОВЗ, создание условий, психолого-педагогическое и социальное сопровождение, социализация.

Вопросы социализации обучающихся с ОВЗ всегда вызывали профессиональный интерес у отечественных ученых, в настоящее время установка на качественное инклюзивное образование повышает практическую значимость данных разработок.
Ведущие зарубежные психологи, изучающие проблему становления ребенка с особыми образовательными потребностями в своих работах, опираются на концепцию Л. С. Выготского, который особое внимание уделял данной проблеме, особенно подчеркивая то, что «следуя за возможностями ученика, можно намечать ориентиры его социализации» [8, с. 3], [3], [4]. В нашей работе мы стараемся показать, важность исследования возможностей и ресурсов каждого обучающегося, чтобы максимально усилить его положительные стороны и помочь «самореализации в том обществе, в котором он живёт» [7, с. 3].
«Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26» осуществляет подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам профессиональной подготовки без получения среднего общего образования, программам подготовки квалифицированных рабочих служащих для обучающихся с проблемами слуха (инклюзия).
Одной из важных задач колледжа является создание благоприятной безбарьерной среды, для обучения лиц с ОВЗ, предоставление им дополнительных возможностей для успешной социальной адаптации. На базе колледжа реализуется психолого-педагогическое и социальное сопровождение в инклюзивном (программы подготовки квалифицированных рабочих служащих для обучающихся с проблемами слуха) и специальном (программы профессиональной подготовки) образовании. Основной задачей сопровождения является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках образовательного пространства, простраивание вектора успешной социализации в обществе.
При поступлении в колледж обучающегося с ОВЗ для него строится комплексная система поддержки: в процессе складывания адаптированной образовательной программы участвуют социальный педагог, педагог-психолог и дефектолог, сурдопереводчик, педагоги и мастера, ведущие занятия у данного обучающегося, педагоги программ дополнительного образования. Данная система поддержки строится исходя из реальных потребностей и возможностей обучающихся, в последующем она может дополняться в зависимости от прохождения обучающимся образовательной программы. Это позволяет достигать оптимального развития, успешной интеграции в социуме, качественного образования, удовлетворения специальных образовательных потребностей, учета возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья.
Работа службы по построению вектора позитивной социализации обучающихся с ОВЗ строится как в процессе обучения, так и за рамками образовательного процесса. В образовательном процессе социализация строится в рамках группы и в рамках отделения – и связана с профессиональными праздниками, выставками и другими мероприятиями. Процесс социализации включает создание адаптивного пространства, в которое каждый может внести посильный вклад. В качестве таких адаптивных пространств выступают: пространство оформления и благоустройства помещений колледжа (ребята с программы «Рабочий зеленого хозяйства» ухаживают за цветами в рекреациях; с программы «Маляр» ремонтируют стены и потолки коридора, актовый зал; с программы «Столяр строительный» изготавливают деревянные заготовки и поделки для мастер-классов, готовят рабочие места по стандартам «World skills»); пространство подготовки и проведения праздничных мероприятий, дней открытых дверей; пространство конкурсов профессионального мастерства (наши ученики являются призерами конкурса «Абилимпикс») и профессиональных проб (ребята не только сами становятся участниками профессиональных проб, но и под руководством мастеров сами проводят мастер-классы для обычных сверстников); пространство дополнительного образования.
Согласование работ разных специалистов опирается на выделение общих задач, специфических функций каждого специалиста и построение эффективного диалога между специалистами в процессе обучения.
Служба сопровождения колледжа – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей (мастеров).
Учебный процесс для обучающихся с ОВЗ проходит в группах с участием педагога-психолога, учителя-дефектолога, сурдопедагога обучающими ребят знаниям, навыкам и умениям, способствующим саморегуляции психического здоровья и позволяющим в достаточном объеме внедрять здоровье-сберегающие технологии в практику их жизнедеятельности. Специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, сурдопереводчик) работая в учебном процессе, проводя занятия, оказывая методическую и организационную помощь педагогам - знают особенности и основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся с ОВЗ во время обучения в колледже. Этот фактор позволяет оказывать психологическую помощь, проводить психологическую и дефектологическую коррекцию и консультировать обучающихся с учетом знания реальных трудностей в освоении профессиональных знаний.
Задачами службы сопровождения колледжа стали:
• помощь (содействие) обучающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) всего контингента обучающихся, родителей, педагогов.
Основные направления деятельности службы сопровождения колледжа:
1. Социальная адаптация, социализация и формирование толерантного отношения социума путем инклюзивного образования;
2. Непрерывное обучение педагогического коллектива, специальным методам обучения и коммуникации с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ различных нозологических групп;
3. Психологическая профилактика трудных жизненных ситуаций, вызванных проблемами с успеваемостью обучающихся;
4. Психологическое обеспечение образовательных программ;
5. Внедрение новых здоровье-сберегающих и здоровье-формирующих технологий в образовательный процесс;
6. Пропаганда ценностей здорового образа жизни;
7. Профилактика различных форм отклоняющегося поведения;
8. Включение в культурно-массовую, досуговую деятельность по проведению и участию в воспитательных мероприятиях широкого спектра совместно с обучающимися программ СПО (профилактических, профориентационных, праздничных, экскурсионных и т.д.);
9. Компенсаторное развитие обучающихся средствами дополнительного образования и внеурочной деятельности;
10. Содействие волонтерскому движению обучающихся;
11. Психологическая помощь и консультирование по проблемам психического здоровья;
12. Развитие психолого-педагогической и социальной компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов;
13. Проведение ПСПк по выстраиванию образовательной траектории обучающихся, оптимальной здоровье-сберегающей подготовке к сдаче ГИА;
14. Построение ИОМ, организация ранних профессиональных проб, содействие в самоопределении, выборе образовательного учреждения следующей ступени, содействие в трудоустройстве.
Основные формы работы службы сопровождения с обучающимися с ОВЗ:
• Индивидуальное и групповое консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам, касающимся психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги), а также он-лайн консультирование в сети «В контакте».
• Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (с созданием позитивного образа будущего посредством рисования ментальных карт, разработки алгоритмов действования в различных ситуациях, применением техники «Коллаж», проективных методик. Итог занятий - создание индивидуальной ресурсной папки, которая является для ребят актуальным и позитивным личностно-значимым материалом).
• Профилактические, мотивирующие, поддерживающие беседы.
• Тренинговые занятия, программы под проблематику группы обучающихся с включением в работу обычных сверстников.
• Оказание методической, организационной и психологической помощи в подготовке, организации и проведении учебных занятий.
• ПСПк как организационная структура службы сопровождения, обучающегося с ОВЗ в общеобразовательном учреждении, регулирующая процесс сопровождения и обеспечивающая комплексность процесса сопровождения.
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения направлена на создание адресных специальных образовательных условий в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, что позволяет справляться с трудностями в профессиональной подготовке и обучении, способствует улучшению взаимоотношений с окружающими (учителями, сверстниками, родителями).
Специалисты службы проводят работу, прописанную в индивидуальных программах психолого-педагогического сопровождения по созданию специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ и/или инвалидов по следующим основным направлениям:
Педагог-психолог:
• Диагностика уровня интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций.
• Формирование качеств социально активной и профессионально-компетентной личности.
• Социально-психологическая адаптация в учебно-профессиональной деятельности.
• Коррекция эмоционального состояния.
• Коррекция личностных компетенций.
Учитель-Дефектолог/ Сурдопедагог:
• Диагностика - выявление уровня развития психических процессов;
• Диагностика особенностей познавательной деятельности, обучающихся с ОВЗ при необходимости (с подготовкой рекомендаций по организации образовательного процесса).
• Помощь в усвоении основных общетеоретических, профессиональных, специальных дисциплин (в т.ч. подготовка к квалификационному экзамену).
• Дополнительная прикладная подготовка.
Сурдопереводчик:
Способствует полноценному участию глухих обучающихся в учебной и внеучебной деятельности профессиональной образовательной организации.
Помогает педагогам и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с родителями обучающихся, так и с самими обучающимися, он выполняет ещё более широкую функцию - помогает адаптироваться обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по слуху в социокультурной среде колледжа.
Социальный педагог:
Социальная адаптация, включение во внутришкольные мероприятия, социально-полезную деятельность, посещение профилактических тренинговых программ, профилактических, познавательных экскурсий.
Классный руководитель:
Включение в группу обучающихся, в социальную среду колледжа, досуговую деятельность, познавательные, профессионально-знаковые мероприятия и экскурсии.
Мастер:
Поддержка при освоении квалификации, для ряда обучающихся подготовка к профессиональным конкурсам.
Педагог:
Сопровождение в колледже преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия.
Л.С. Выготский обращаясь к проблеме социализации личности значимую роль, отводил процессу воспитания, а значит и тем людям, которые непосредственно находятся в окружении ребенка. Вспомним слова Л.С. Выготского «В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим» (2, с. 61).
В этой цитате не только про возможность вариативности будущего человека, здесь про громадную ответственность социализирующих взрослых за вектор развития и судьбу подрастающего поколения.
Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, посредством выстраивания гибкого, принимающего, поддерживающего, мотивирующего образовательного и социального пространства учебного заведения, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого обучающегося их эффективную социализацию [1], [6]. Следовательно, учебно-воспитательный процесс и процесс освоения профессиональной деятельности становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы, в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и исходя из реальных возможностей обучающегося.
На наш взгляд при реализации АООП и построении образовательного процесса важно учесть особенности и возможности данной категории обучающихся, чтобы, развивая и обучая - сохранить здоровье ребят и выстроить вектор позитивного будущего способствующего гармоничной интеграции в общество.
Литература
1. Битова А.Л., Величко М.А. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации / А.Л. Битова, М.А. Величко. - М., 2000. http://pt-abcd.narod.ru/a7.htm
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
3. Коломейцев П., священник, Манске К. Каждый ребенок - особенный. Иллюзия дефекта / П. Коломейцев, священник, К. Манске. - М., Издательство: «Никея». - 2015. – 240 с.
4. Манске К. Учение как открытие / К. Манске. – М., Издательство: «Смысл». - 2014. – 263 с.
5. Мёдова Н.А. Обучение и развитие детей со сложными комплексными нарушениями: метод. рекомендации / Н.А. Мёдова // Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Отд. орг. обслуживания инвалидов по зрению. - МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”. - Томск, 2013. - 44 с.
6. Миронов А.С. Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса студентов с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями в МГТУ им. Н.Э. Баумана // Живая психология. - 2015. - Том 2. - № 4. - doi: 10.18334/lp.2.4.35132
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / А.В.Мудрик. - 8-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
8. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ Науч. ред. М. Пишчек / Пер. с польск. — СПб.: Речь, 2006. — 276 с.